Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Возмещение вреда вследствие некачественного оказания медицинской помощи

Поводов для обращения потерпевшим за возмещением причиненного ему вреда множество. Одним из них является оказание некачественной медицинской помощи.

Составление претензий и заявлений
в медицинские организации, органы власти, правоохранительные органы и страховые организации
Подробнее

Право на качество медицинской помощи

Любой потребитель медицинских услуг имеет целый ряд прав при оказании ему медицинской помощи. К таким правам можно отнести: право на безопасность медицинских услуг, право на информацию, право на отсутствие недостатков оказываемых услуг, право на качество медицинских услуг и другие.

Укажем, что в настоящей статье раскрывается понятие последнего из перечисленных выше прав, то есть право на качество оказываемых услуг, а также приводится информация о возмещении вреда вследствие его нарушения.

Юридические консультации
по всем вопросам медицинского права
Подробнее

Нормативные правовые акты, закрепляющие права пациента

Указанные права лица, которому оказывается медицинская помощь, вытекают из ряда нормативных правовых актов: это и Гражданский кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», и другие правовые акты.

Понятие качества медицинской помощи

Понятие качества медицинской помощиПрежде чем раскрывать понятие качества медицинской помощи, уясним, что же такое медицинская помощь вообще. Как она понимается законодателем. В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон об основах охраны здоровья) приводится следующее определение медицинской помощи: медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Что касается понятия качества медицинской помощи, то оно также закреплено в Законе об основах охраны здоровья, согласно статье 2 которого качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих:

Адекватность легального понятия качества медицинской помощи

Адекватность легального понятия качества медицинской помощиСтоит отметить, что легальное определение понятия качества медицинской помощи, приведенное выше, появилось лишь в 2012 году. Многие специалисты считают его не вполне верным, немного недоработанным. Ими отмечается, в частности, что оно не содержит такого важного критерия как исполнение избранного метода лечения, которое и нужно зачастую рассматривать в качестве основного критерия при оценке вопроса о качественном оказании медицинской помощи.

Как мы видим, наш законодатель несовершенен. Это во многом является одной из причин неоднозначного понимания понятий, которые он «предлагает». А неоднозначное понимание чего-либо всегда является причиной спора, в том числе спора в судах.

Юридическое сопровождение пациента
при оказании ему медицинских услуг
Подробнее

Экспертиза качества медицинской помощи

В целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата назначается и проводится экспертиза качества медицинской помощи.

Однако, стоит отметить, что на сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи существует только как один из видов контроля качества медицинской помощи в рамках оказания медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Контроль качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230. В целях оценки качества медицинской помощи при проведении экспертизы применяются критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан. Данные критерии формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (ч. 2 ст. 64 Закона об основах охраны здоровья граждан).

C 1 июля 2017 года вступят в силу новые критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 15.07.2016 № 520н. Подробнее об этом читайте в статье «Критерии оценки качества медицинской помощи»

Правила проведения экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, должны быть определены соответствующим положением Минздрава России, которое на данный момент не принято (ч. 4 ст. 64 Закона об основах охраны здоровья).

Кроме того, в Российской Федерации осуществляется также государственный, ведомственный и внутренний контроль качества медицинской помощи, основной целью которых является выявление и устранение проблем системы здравоохранения в целом и в частности.

Независимая экспертиза
случаев оказания медицинских услуг
Подробнее

Возмещение вреда

Возмещение вредаНеобходимо отметить, что претензия пациента только к качеству медицинской помощи является, на наш взгляд, несостоятельной, поскольку не может выступать в качестве полноценного требования в суде. В рамках Закона о защите прав потребителей пациент, предъявивший такую претензию, может претендовать только лишь на возмещение морального вреда за нарушенное право потребителя.

Однако, оказание пациенту некачественной медицинской помощи может выступать как один из критериев недостатков оказанных медицинских услуг, как критерий противоправности действий со стороны медицинской организации, повлекших причинение вреда здоровью пациента. Данные же основания для претензии или искового заявления являются куда более весомыми и волне могут выступить как самостоятельные требования.

В рамках Уголовного кодекса Российской Федерации качество оказанной медицинской помощи может рассматриваться в качестве критерия ненадлежащего оказания медицинской помощи и быть причиной причинения вреда здоровью (часть 2 статьи 118, часть 4 статьи 122 УК РФ) или даже причинения смерти (часть 2 статьи 109 УК РФ).

Таким образом, пациенту нецелесообразно делать основной упор только на оказание ему некачественной медицинской помощи, учитывая тем более ограниченный срок исковой давности (1 год).

Требование о нарушении качества медицинской помощи скорее надлежит заявлять параллельно или внутри других требований, которые с точки зрения права дадут потерпевшему пациенту больше возможностей на получение должной компенсации его нарушенных прав.

Анализ предмета спора и его перспектива
Подробнее
Разработка
тактики досудебного урегулирования спора и участие в переговорах
Подробнее

Порядок возмещения вреда

Порядок возмещения вредаВред, причиненный в результате оказания некачественной медицинской помощи, возмещается в порядке, установленном действующим законодательством: Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей.

Подробнее о порядке и условиях возмещения вреда читайте в статьях «Возмещение вреда вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи», « Возмещение материального вреда», «Возмещение морального вреда».

Ведение дел пациентов
в судах общей юрисдикции (первая инстанция), включая подготовку искового заявления, заявления (ходатайства) об обеспечение иска, организация Проведение судебно-медицинской экспертизы, других процессуальных документов, представление интересов в суде
Подробнее
Досудебное представительство пациента
по делам о возмещении вреда здоровью вследствие некачественного оказания медицинской помощи, компенсации оплаченного лечения/диагностики, включая оформление всех претензионных документов и документов по урегулированию претензии
Подробнее