Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Возмещение вреда вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи

Возмещение вреда вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощиИсходя из положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ), в соответствии с которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями конкретного обязательства и требованиями закона, каждый пациент, выступающий в качестве потребителя медицинских услуг, имеет право на получение услуг надлежащего качества и получение надлежащей медицинской помощи в целом.

В связи с тем, что четкого понятия ненадлежащего оказания медицинской помощи в законодательстве нет, вывести его юридические характеристики достаточно сложно.

В Толковом словаре Ефремовой содержится следующее значение слова «ненадлежащий»: не такой, какой следует, нужен. Исходя из этого, ненадлежащая медицинская помощь – это медицинская помощь, которая не соответствует требуемой, нужной, неподобающая медицинская помощь.

В понятие медицинской помощи в данной статье вкладывается то же значение, которое вложено в него Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон № 323-ФЗ), согласно которому медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Независимая экспертиза
случаев оказания медицинских услуг
Подробнее
Независимая экспертиза
случаев оказания медицинских услуг
Подробнее

Нормативные акты в сфере оказания медицинских услуг

Нормативные акты в сфере оказания медицинских услугНа территории Российской Федерации медицинская помощь может оказываться как бесплатно (в рамках действующих программ государственных и территориальных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), так и платно (по желанию физического лица). Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей) и положения постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Кроме того, нормы Закона о защите прав потребителей применяются к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования (пункт 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17).

Права пациентов-потребителей медицинских услуг

Права пациентов-потребителей медицинских услугЛюбой пациент, пользующийся медицинскими услугами, имеет целый ряд прав, закрепленных в нормативных правовых актах, регулирующих сферу их предоставления: в Законе о защите прав потребителей, Законе № 323-ФЗ, Постановлении Правительства РФ № 1006. Перечислим лишь некоторые из них: право на безопасность медицинских услуг, право на качество медицинских услуг, на информацию, на отсутствие недостатков оказываемых услуг и другие.

В следующих разделах настоящей статьи приводятся примеры ответственности при нарушении некоторых из вышеперечисленных прав.

Юридические консультации
по всем вопросам медицинского права
Подробнее

Ответственность за нарушение прав пациентов

Указанными выше законами установлена ответственность лиц, предоставляющих медицинские услуги, за нарушение прав граждан-потребителей медицинских услуг. В частности, статьей 98 Закона № 323-ФЗ установлено, что вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также Закон о защите прав потребителей предоставляет пациенту большое количество прав-требований за нарушение его прав.

Вместе с тем, основным (базовым) нормативным актом при защите прав пациента является Гражданский кодекс РФ (в частности, глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда»).

Договорная ответственность за ненадлежащее оказание медицинской помощи

Договорная ответственность за ненадлежащее оказание медицинской помощиКак уже было указано выше, на правоотношения в сфере оказания медицинских услуг распространяет свое действие в том числе Закон о защите прав потребителей.

Так, в соответствии со статьей 28 Закона о защите прав потребителей, если клиника нарушила сроки оказания медицинской услуги - сроки начала и (или) окончания оказания услуги и (или) промежуточные сроки оказания услуги или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

Юридическое сопровождение пациента
при оказании ему медицинских услуг
Подробнее

Требования потребителей при обнаружении недостатков

Кроме того, согласно статье 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Досудебное представление интересов пациента
анализ предмета спора и его перспектива; разработка тактики досудебного урегулирования спора и участие в переговорах
Подробнее

Сроки удовлетворения требований потребителя

Законом о защите прав потребителей установлены сроки для удовлетворения отдельных требований потребителей. Соответствующие положения указанного закона систематизированы и представлены в виде таблицы:

Вид требований потребителя Срок для их удовлетворения
об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу) 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования
о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы
о возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора
о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен
о повторном выполнении работы (оказании услуги)
о безвозмездном устранении недостатков (в случае выявления существенных недостатков работы (услуги)) 20-дневный срок со дня предъявления требования

Вред, причиненный жизни и здоровью

Согласно статье 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни и здоровью пациента вследствие нарушений при оказании платных медицинских услуг, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению изготовителем услуги – медицинской организацией, с которой был заключен договор. Таким образом, в случае причинения вреда здоровью пациента его возмещение будет производиться в соответствии с гражданским законодательством.

Правовым основанием гражданско-правовой ответственности за причинение вреда при ненадлежащем оказании медицинской помощи являются нормы главы 59 ГК РФ. Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный лицу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, статья 1068 ГК РФ предусматривает ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей.

Услуга медиативного урегулирования спора
по делам о возмещении вреда
Подробнее

Бремя доказывания

Для получения возмещения причиненного вреда в рамках Гражданского кодекса РФ потерпевшее лицо должно доказать ряд обстоятельств (факт причинения вреда здоровью, противоправность действий медицинской организации и другие). Однако при подаче потребительского иска бремя доказывания для сторон спора меняется.

Способы возмещения вреда

Для того, чтобы компенсировать имущественный ущерб и моральный вред, причиненные вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, необходимо обратиться с соответствующей претензией в медицинскую организацию, где пациент получал указанную помощь. В случае получения отказа (а он, как правило, следует) требуется грамотно составить исковое заявление и направить его в суд.

Составление претензий
в медицинские организации
Подробнее

В нелегком деле удовлетворения требований потерпевшего лица, а также во всех сложностях (процессуальных или вытекающих из специфики оказания медицинской помощи и медицинских услуг как особого рода услуг населению), которые возникают у неподготовленного лица, предъявляющего требования в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи (медицинских услуг), могут помочь юристы-профессионалы, специалисты в области медицинского права, которые владеют не только общими знаниями в юриспруденции, но знают также нюансы правоотношений в медицине.

Ведение дел пациентов
в судах общей юрисдикции (первая инстанция), включая подготовку искового заявления, заявления (ходатайства) об обеспечение иска, организация Проведение судебно-медицинской экспертизы, других процессуальных документов, представление интересов в суде
Подробнее