Алабяна 13к1
125252, Москва
Российская Федерация
Режим работы:
пн-пт - с 10:00 до 19:00
сб - выходной
вс - работает Консультант сайта
+7 (495) 789-43-38
+7 (925) 518-66-49

Претензия пациента на ненадлежащее информирование

Претензия пациента на ненадлежащее информированиеБазовыми нормативно-правовыми актами, регулирующим право пациента на надлежащее информирование являются Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – ПП РФ № 1006).

Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Любое физическое лицо при обращении в медицинскую организацию имеет право на надлежащее информирование, как о самой организации, так и об оказываемых медицинских услугах (ст. 9,10 ЗоЗПП).

Составление претензий и заявлений
в медицинские организации, органы власти, правоохранительные органы и страховые организации
Подробнее

Право пациента на надлежащее информирование

Пациент при обращении и получении медицинской помощи имеет право на надлежащее информирование, которое включает в себя:

Информация о медицинской организации

Информация о медицинской организацииМедицинская организация обязана довести до сведения пациентов следующую информацию, путем ее размещения на вывеске (ст. 9 ЗоЗПП):

Информация при оказании платных медицинских услуг

Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 дает дополнительные требования к информации, которую медицинской организации необходимо разместить как на ее информационном стенде, и на интернет-сайте (п. 11 ПП РФ № 1006), а именно:

Анализ предмета спора и его перспектива
Подробнее

Информация о медицинских услугах

Медицинская организация обязана своевременно предоставлять пациенту необходимую и достоверную информацию о медицинских услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Как указывает Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» информация об услугах должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, установленном в п. 2 ст. 10 ЗоЗПП. Предоставление на иностранном языке информации о медицинских услугах не может рассматриваться как предоставление необходимой информации.

Устанавливая данные нормы, законодатель исходит из предположения об отсутствии у пациента специальных познаний о свойствах и характеристиках медицинских услуг.

В соответствии с п. 29 ПП РФ № 1006 медицинская организация при предоставлении медицинских услуг также обязана по требованию пациента предоставить информацию об используемых лекарственных и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

Право пациента на информирование также включает право на информацию о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации) (п. 14 ПП РФ № 1006). Документами, содержащими информацию о профессиональном образовании и квалификации, в частности, могут являться диплом о высшем медицинском образовании (диплом о среднем медицинском образовании), диплом о дополнительном послевузовском медицинском образовании, сертификат специалиста по соответствующей медицинской специальности и т.д.

Разработка
тактики досудебного урегулирования спора и участие в переговорах
Подробнее

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

Одной из форм реализации права на получение надлежащей информации о медицинских услугах является информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, которое оформляется в письменной форме и содержит (ст. 20 Закона об основах охраны здоровья):

Юридическое сопровождение пациента
при оказании ему медицинских услуг
Подробнее

Медицинское вмешательство без информированного добровольного согласия

Бывают случаи, когда медицинская организация имеет право осуществить медицинское вмешательство без информированного добровольного согласия пациента. Такое медицинское вмешательство не будет являться нарушением права пациента на его личную (физическую) неприкосновенность и права на предварительное информирование.

Медицинское вмешательство без информированного добровольного согласия проводится:

Независимая экспертиза
случаев оказания медицинских услуг
Подробнее

Право пациента на отказ от медицинского вмешательства

Право пациента на отказ от медицинского вмешательстваПациент (в случаях, установленных законом - один из родителей или иной законный представитель пациента) имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Однако данное право имеет ограничение: отказ от медицинского вмешательства не допускается, когда такое вмешательство допускается без добровольного информированного согласия гражданина.

При отказе от медицинского вмешательства пациенту (в случаях, установленных законом - одному из родителей или иному законному представителю пациента) в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Информация о состоянии здоровья

Информация о состоянии здоровьяЛюбой человек имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья в доступной для него форме. К информации о состоянии здоровья относятся сведения, в том числе о:

Информация о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (ст. 13 Закона об основах охраны здоровья).

Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично либо его законным представителям (в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет (больных наркоманией 16 лет), иные случаи). Информация о состоянии здоровья может быть предоставлена лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией и получать на основании такой документации консультации у других специалистов, а также получать медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Юридические консультации
по всем вопросам медицинского права
Подробнее

Защита прав пациента при ненадлежащем информировании

Защита прав пациента при ненадлежащем информированииПациент при возникновении претензий к медицинской организации имеет право обратиться как в саму медицинскую организацию с претензией, так и в надзорные органы (например, Роспотребнадзор), так и в суд.

Существует две формы защиты прав: досудебный (претензионный, медиативный, административный) и судебный порядок защиты нарушенных прав и законных интересов пациента.

Досудебное представительство интересов пациента
Подробнее
Услуга медиации
альтернативная процедура урегулирования претензии пациента
Подробнее

Ответственность медицинских организаций за ненадлежащее информирование

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственностьПациент имеет право на возмещение вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу вследствие недостоверной или недостаточной информации о медицинской услуге. Вред возмещается медицинской организацией независимо от вины и наличия договорных отношениях с пациентом (ст. 1095 ГК РФ, ст. 12 ЗоЗПП).

Также в соответствии со ст. 12 ЗоЗПП ненадлежащее информирование квалифицируется как недостаток оказанной услуги. Следовательно, пациент согласно ст. 29. ЗоЗПП имеет право отказаться от исполнения договора об оказании медицинских услуг и требовать возмещения убытков.

Административная ответственность

Административная ответственностьС 1 января 2014 года вступила в силу новая статья 6.30 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за невыполнение обязанностей по информированию граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – программа госгарантий) и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Невыполнение медицинской организацией обязанности о таком информировании граждан может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей, на юридических лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

В случае невыполнения медицинской организацией, участвующей в реализации программы госгарантий, обязанности по предоставлению пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой, может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Представление интересов пациентов в суде
по делам о возмещении вреда здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, при причинении им легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, смерти, по делам о возмещение материального ущерба и компенсации морального вреда
Подробнее